Единая Диспетчерская Система
г.Воронеж
Ваш личный консультант
+7 (473) 239-66-54

«Транспорт России» №1, 2010г.

Бизнес-тенденция.

Спутниковые технологии находят все большее применение в реальном секторе экономики.

По оценкам экспертов, рынок навигационно-телематических услуг с 2007 года показывает хорошую динамику роста, ежегодно увеличиваясь на треть. Сформировались лидеры отрасли, вошедшие в, так называемую, «большую навигационную тройку». О перспективах развития отрасли и существующих проблемах разговор с президентом ГК «Навигатор» Александром Николаевичем Сёмкиным.

— Александр Николаевич, на ваш взгляд, чем вызван бурный рост развития рынка?

— Рядом факторов. И тем, что рынок молодой, развивающийся. И пристальным вниманием государства к развитию отечественной навигационной системы ГЛОНАСС, финансированием проекта и подписанием ряда нормативных документов об использовании возможностей спутниковых технологий в реальном секторе экономики. Для бизнеса интерес, прежде всего, заключается в экономической составляющей – возможности оптимизации бизнес-процессов. Сегодня оснащение автопарков системами спутниковой навигации собственниками предприятий рассматривается не как пустая трата денег в угоду политической конъюнктуре, а как инвестирование в собственное производство. Для рядовых россиян – это возможности автомобильных навигаторов. Все это и привело к бурному росту рынка.

— Ваша компания входит в «большую навигационную тройку». В прошлом году отметили своё 10-летие. С какими результатами удалось подойти к этой дате?

— Сегодня наша компания выросла в мощный научно-производственный холдинг. За эти годы заслужили репутацию ведущего российского игрока на рынке спутникового мониторинга и надежного партнера по бизнесу. А начиналось все с малого. Предприятие создавалось под специальные задачи «Госкомрыболовства», связанные с внедрением отраслевой системы спутникового мониторинга. Поначалу решали только научные задачи в области навигационно-телематических спутниковых систем. Но уже тогда результаты научно-исследовательских работ нашли свое практическое применение в ряде отраслей и ведомств, как в России, так и за рубежом. По итогам научных работ получили семь патентов на изобретение, разработками активно заинтересовались в министерствах обороны и транспорта, спецслужбах, коммерческих структурах, где бизнес тесно связан с охраной автотранспортных средств.

— Наверное, все же самый интересный проект группы компании связан с созданием единой национальной диспетчерской системы (ЕНДС России). С какой целью он создавался?

— ЕНДС России – это ведущий российский оператор услуг спутникового мониторинга и охраны мобильных объектов. Уже сегодня проект объединил представительства более чем в 75 регионах РФ и пяти странах СНГ. Создавался он в поддержку отечественной системы ГЛОНАСС. Идеология построения базируется на единстве технологических, сервисных, маркетинговых и экономических факторов каждого участника проекта. Это означает, что сегодня в России формируются новые стандарты качества навигационно-телематических услуг в самом широком смысле этого слова. Здесь и охранно-поисковые услуги, направленные, в первую очередь, на безопасность, и диспетчеризация, где акцент от использования услуг смещается в сторону экономической составляющей работы транспортных предприятий, а также дополнительный сервис для всех клиентов системы. Такая интеграция региональных операторов под одним началом позволяет эффективно реализовать проекты федерального масштаба с такими компаниями как: ОАО «Газпромрегионгаз», ОАО «Мегафон», "Шлюмберже Лоджелко Инк." и другие.

— Что на практике пользователям могут предложить участники рынка?

— Самый широкий круг решений, где учитывается специфика работы предприятий различных форм собственности и отраслей экономики. Как правило, сегодня уже мало кому интересно простое определение местоположения транспортного средства на карте или контроль расхода топлива. Важен комплексный подход по автоматизации бизнес-процессов. Такова тенденция.

К примеру, наша компания сегодня единственная в стране предлагает уникальное решение для агропромышленного комплекса. Объединение возможностей программ спутникового мониторинга и бухгалтерского учета позволяет руководителям агропромышленных предприятий контролировать большинство бизнес-процессов, связанных с полевыми работами, автоматически начислять заработную плату и составлять финансовые отчеты. Насколько эффективно работают системы, можно судить уже по одному факту: летом этого года одна из крупнейших агропромышленных групп в Тамбовской области внедрила у себя на предприятии систему мониторинга. Через два месяца эксплуатации экономия составила два с половиной миллиона рублей. В итоге были пересмотрены привычные нормативы расхода топлива, приняты меры дисциплинарного характера.

Разработано интересное решение и для безопасности перевозки опасных грузов, где существует система штрафных баллов, позволяющая руководству предприятия поощрять либо наказывать водительский состав. И это лишь малая часть возможностей, что несут в себе навигационно-телематические системы.

— Сегодня многие муниципальные образования, ведомственные организации проводят конкурсы по оснащению транспорта системами спутниковой навигации. Но, как выясняется позже, конкурсы проведены, деньги потрачены, дорогостоящее оборудование закуплено, но системы мониторинга так и не работают.

— Проблема действительно существует. Этот вопрос в конце октября прошлого года поднимался на всероссийской научно-практической конференции в Орле «ГЛОНАСС – регионам, 2009», куда съехались представители органов исполнительной власти, ведущие разработчики навигационного оборудования, представители бизнес-сообщества.

По мнению экспертов, процесс внедрения новых технологий в регионах пойдет быстрее, если снять административные и коррупционные барьеры. К сожалению, во многих регионах отсутствуют местные нормативные акты, которые регламентировали бы "правила игры". В регионах все чаще отмечаются случаи, когда подобные госзаказы не выполняются или установленные навигационные системы не эксплуатируются. Фактически, бюджетные деньги уходят в никуда, а дорогостоящее оборудование простаивает. В связи с этим участники конференции выступили с предложением ввести на государственном уровне систему контроля внедрений навигационно-спутниковых технологий в регионах. Помимо комиссий при полномочных представительствах президента в федеральных округах, имеет смысл также провести аудит уже реализованных решений в рамках госзаказа.

К сожалению, выбор поставщика зачастую основывается на локальном коррупционном ресурсе или только на ценовом показателе. В данном случае внедрение ГЛОНАСС-технологий затруднительно, так как они проигрывают в цене иностранным конкурентам. Стоит отметить, что сегодня на государственном уровне сформировано необходимое нормативно-правовое поле, но у некоторых руководителей регионального и муниципального уровня отсутствуют воля и желание к выполнению требований законодательства.

— Как можно решить проблему с недобросовестными игроками?

— Для этого необходимо до конца разработать и начать применять единую систему добровольной сертификации и систему менеджмента качества для всех участников рынка. Это позволит избежать тех неприятных ситуаций, когда оплаченные, но нереализованные проекты тяжелым грузом лежат на плечах муниципалитетов и, тем самым, дискредитируют саму идею практического применения спутниковых технологий в реальном секторе экономики. С этой целью еще в прошлом году лидеры отрасли подписали между собой меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании. Инициатива подписания документа исходила снизу – от самих участников рынка. По мнению ряда экспертов, меморандум является ярким примером деятельности бизнес-сообщества по разработке и внедрению в экономику инновационных технологий, связанных с использованием системы телематического, навигационного и информационного обеспечения на базе технологий ГЛОНАСС. Озабочена проблемой дискредитации рынка и некоммерческая организация «ГЛОНАСС/ГНСС – Форум».

Дополнительной гарантией качества внедряемых решений, по моему мнению, должны стать и профессиональные объединения участников отрасли, например, в виде объединений в саморегулируемые организации. При их помощи возможно контролировать выполнение всех стандартов и правил. Если кто из участников объединения повел себя некорректно на рынке, то за последствия неправомерных действий возникает субсидиарная ответственность.

— Как вы оцениваете перспективы развития отрасли?

— Чтобы стало понятнее, вспомните 90-е годы, когда в России только-только стали появляться операторы сотовой связи и мобильные телефоны казались простому человеку чем-то недостижимым. А что имеем сейчас… за десятилетие услуги сотовой связи стали доступны каждому. Такая же эволюция, по моему мнению, и мнению большинства экспертов, ждет и отрасль навигационно-телематических услуг. Прогрессивные идеи на базе спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS всегда найдут свое место на практике. Главное, чтобы деятельность на рынке была регламентирована разумными правовыми актами и существовали равные условия для всех его игроков. История неоднократно подтверждала, что монополизм одной из компаний, пусть даже косвенно или прямо поддерживаемой государством, в целом, негативно сказывается на развитии отрасли. Только здоровая конкуренция подталкивает всех игроков к поиску новых решений, что сказывается на конечной цене продукта и его качестве. От этого в итоге выигрывают все.

Беседовал Вячеслав Маланичев