Единая Диспетчерская Система
г.Воронеж
Ваш личный консультант
+7 (473) 239-66-54

Аргументы неделi, №51, 2008г.

От политики до бизнеса

Спутниковые технологии набирают обороты

В последние годы государство активно пытается реанимировать глобальную навигационную систему (ГЛОНАСС). Только на следующий год запланировано «вкачать» в проект десятки миллиардов рублей из федерального бюджета. Все понимают, что быть мировым лидером без своей орбитальной группировки уже невозможно. Пока же, какие бы заявления не звучали с высоких трибун, стоит признать, что большинство навигационного оборудования работает на американской спутниковой системе GPS, которую, увы, России только приходится догонять.

Мирный космос

Однако, несмотря на временное «прихрамывание» ГЛОНАСС, российский рынок навигационно-телематического оборудования сегодня переживает бум. Спутниковые системы, которые изначально «затачивались» исключительно под нужды военных, находят свое применение в различных отраслях экономики. Их весьма успешно используют для мониторинга транспорта и его охраны. Бизнесмены и продвинутые муниципалы научились при их помощи считать деньги.

- Сегодня для нас основная задача – максимальное использование возможностей спутниковых систем в потребительских целях. Нужно сделать все возможное,  чтобы не повторилась ситуация 90-х годов. Тогда космическая группировка ГЛОНАСС находилась в рабочем состоянии, но экономической отдачи для реального сектора экономики она не давала никакой. В наземной части не было создано инфраструктуры для потребителей, -  говорит генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич.

Потребительские возможности систем действительно разноплановы. К примеру, недавно  разработчики продемонстрировали специальный ошейник для домашних питомцев. «Моделью» выступил лабрадор по кличке Шел – внук известной президентской Кони. Ошейник позволяет в режиме реального времени точно знать, где сейчас резвится  четвероногий  друг. Достаточно под рукой иметь лишь компьютер.

Подконтрольными «космосу» в ближайшие год-два станут и российские заключенные, находящиеся под следствием или отбывающие наказание. Для них  будут созданы специальные электронные браслеты. Подобная практика уже давно используется в западных странах.

Очевидно, что представить себе жизнь завтра без спутниковых технологий уже невозможно. Однако, несмотря на столь бурный рост рынка, в России до сих пор не принят закон о навигационной деятельности. Отсюда и возникают те проблемы, которые несут в себе спутниковые технологии. Разработкой закона только занимаются.

По словам вице-премьера Сергея Иванова, в соответствии с проектом закона, предполагается, что вся навигационная деятельность в нашей стране будет абсолютно свободной и открытой, а точность определения координат ограничится лишь в отдельных регионах страны по специальному перечню, определяемому Министерством обороны. Вся остальная территория полностью будет открыта по точности координат. Такие сигналы до всех потребителей будут бесплатными,  как это сделано в Америке с системой GPS.

Вопрос не частный

Каким бы мирным «космос» не казался, системы спутникового позиционирования все-таки имеют двойное применение.

- Анализируя российский рынок можно заметить, что на сегодняшний день значительное место на нем занимают компании, использующие исключительно зарубежные технологии, как в оборудовании, так и в программном обеспечении. Во многих из них в структуре акционерного капитала присутствуют иностранные бенефициары. Иностранные государства проявляют значительный интерес к увеличению своего присутствия на российском рынке навигационно-телематических услуг в свете усиления государственного внимания к отечественной системе ГЛОНАСС, - комментирует генеральный директор научно-технического центра «Навигатор Технолоджи» Александр Сёмкин. - Нельзя исключать и место иностранных спецслужб в данной деятельности.

По оценкам ряда экспертов, сегодня около половины доли российского рынка занимают системы иностранного производства. Более того, некоторые компании работают на оборудовании, размещенном  за рубежом. Другие дублирует клиентскую базу данных на зарубежных серверах. И кто здесь гарантирует, что такими путями не происходит утечка информации? К примеру, о маршрутах передвижения, графиках. Выходит, такой дядя с запада в любой может заблокировать работу всего транспорта? Для этого ему достаточно лишь отправить команду со своего компьютера.

Под шумок

Другую не менее важную проблему скрывает сегодня сам рынок навигационно-телематического оборудования. По оценкам ряда экспертов, потенциальная емкость российского рынка  исчисляется миллиардами долларов. И не смотря на общий финансовый кризис, рынок спутниковых технологий по-прежнему считается одним из самых привлекательных «кусков» для инвесторов.

Однако, зачастую на рынок под «шумок» о ГЛОНАСС выходят недобросовестные игроки. Это те, кто в одночасье пытается сорвать «куш» с муниципальных конкурсов и кануть в лету, либо чье оборудование не выдерживает никакой критики. Все это приводит к дискредитации идеи коммерческого применения системы ГЛОНАСС - обжегшись на молоке,  задуешь и на воду.

- Сегодня во многих регионах открылись фирмы производители,  но далеко не все они предлагают качественный продукт. Так называемые «кустари», демпингуя, заходят на рынок с невысокой ценой,  которая нередко является определяющей при выборе оборудования конечными потребителями. Оборудование таких производителей вскоре выходит из строя, или вообще не начинает корректно работать на диспетчерских центрах, -  рассказывает генеральный директор «ЕНДС» (оператор услуг спутникового мониторинга) Дмитрий Крахин. - На мой взгляд, это следствие плохой информированности руководителей предприятий о ситуации на рынке, а также отсутствия до конца разработанной нормативной базы, которая бы регламентировала технические   требования для всех фирм производителей.

Пока одни участники рынка пытаются заработать на сомнительном оборудовании, другие стремятся навести на нем порядок, разработать единые правила игры, сделав бизнес цивилизованным. К примеру, в конце ноября в столице три ведущих компании подписали между собой меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании. Примечательно, что инициатива подписания документа исходила снизу – от самих участников рынка, а не была навязана сверху, как зачастую это у нас происходит.

- Меморандум является ярким примером деятельности бизнес-сообщества по разработке и внедрению в экономику инновационных технологий, связанных с использованием системы телематического, навигационного и информационного обеспечения на базе технологий ГЛОНАСС, - считает председатель комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарёв.

Озабочена проблемой дискредитации рынка и некоммерческая организация «ГЛОНАСС/ГНСС – Форум», объединившая под своим крылом научно-исследовательские институты, такие как МГТУ им. Баумана, Институт прикладной астрономии РАН,  и целый ряд коммерческих структур. По словам исполнительного директора ассоциации Владимира Климова, сегодня жизненно необходимо разработать единую систему добровольной сертификации и систему менеджмента качества для всех участников рынка.

Без права на «лево»

Экономическая эффективность от внедрения спутниковых систем на практике доказывалась уже не раз. К примеру, в Липецкоблгазе на автомашинах установили оборудование, позволившее контролировать передвижение транспорта. Уже через полгода экономия превысила 300 тысяч рублей. Добились этого за счет оптимизации маршрутов и водительской дисциплины.

Другой показательный пример уже в Орле. Муниципалитет решил навести порядок на спецавтобазе по санитарной очистке города. Поначалу администрация столкнулись с водительским саботажем. Ночами злоумышленники громили оборудование, чему есть вполне разумные объяснения. По словам главного инженера МУП «Спецавтобазы» г. Орла  Виктора Мелихова, большая часть водителей отстаивалась на водозаборном узле, вместо того, чтобы работать на городских улицах. С установкой системы такая практика прекратилась, впрочем, как и «левые» рейсы.

Курьезный случай произошел в Волгограде. В Роспотребнадзор  обратились водители.   Сетовали на ухудшение здоровья, связав это  с системой спутникового мониторинга, которую установили на их транспорт. С проблемой стали разбираться  и выяснили, что со здоровьем у водителей все в порядке – головы не болят, и руки не ломит - оборудование имело соответствующий санитарный сертификат. Проблемы скорее возникли с карманом. Система заставляла водителей использовать служебный транспорт по назначению, а не в личных целях.

Еще пример, но уже из столицы. На днях в организацию, сдающей грузовики в аренду, пришли оперативники. Они сказали, что  одну из машин предприятия видели на заводе, где произошла кража. Найти воров большого труда не составило - весь транспорт оборудован спутниковыми системами. При помощи нее и определили место, куда преступники, арендовавшие грузовик, и складировали ворованное.

По прогнозам экспертов, если в ближайшее время орбитальная группировка начнет работать в полном объеме, будет принят федеральный закон, разработана система добровольной сертификации, то ГЛОНАСС не на словах, а на деле станет действенным инструментов для решения вопросов, как большой политики, так и малого бизнеса.

Вячеслав Маланичев